• Ширма в интерьере

    Ширма – один из самых универсальных предметов интерьера. С ее помощью можно организовать пространство, кажущееся пустым и скучным, разгородить две части одного помещения, предназначенные для разной деятельности, и что самое главное – это возможность сделать одно помещение многофункциональным: часть кухни после приготовления ужина превращается в гостиную, спальня – в рабочий кабинет или игровую комнату – все зависит от сиюминутной необходимости и потребностей хозяина.

    Ширма – исключительно китайское изобретение, хотя связывается, как правило, с японской культурой. Первые ширмы упоминаются в источниках VII века, они называются «пэнфен» - передвижная стенка. Возникновение этого предмета связано в основном с жарким и влажным климатом юго-западного Китая, где вместо жестких стен и перегородок предпочитали устанавливать ширмы, частично пропускающие воздух над потолком и не так сильно нагревающиеся под палящими лучами солнца. В Японии, куда ширмы попадают уже в VIII века ситуация несколько иная – регулярные землетрясения делают опасными тяжелые конструкции из камня и дерева, так как даже от легкого толчка они могут разрушиться и быть причиной смерти хозяина, поэтому легкая ширма стала незаменимой основой традиционного японского интерьера. В изрядной степени ее популярности поспособствовали религиозные учения Японии – синтоизм и буддизм, предполагающие минималистичность в жизни, а также особую роль пустого пространства как «чистого листа» природы, вечно создающей и находящейся в неизменном равновесии.

    Первоначально одна створка ширмы представляла собой бамбуковый каркас, на который натянут тонкий, но плотный шелк, вышитый или расписанный красками. Позже стала использоваться плотная бумага, появились ширмы, целиком сделанные из дерева: глухие или с полупрозрачной резьбой. В XII веке появляются ширмы, выполненные в лаковой технике: на основу наносится бесчисленное количество слоев лака, затем он высыхает и по нему выполняется художественная резьба. Лаковые ширмы часто декорировали вставками из перламутра и драгоценных камней. Количество створок могло варьироваться: императорские покои украшали ширмы, состоящие из двенадцати и более створок, представляющие собой отдельные помещения в миниатюре: шелковые полотна, изображающие горные пейзажи, сцены битв, охотящихся тигров и леопардов могли отличаться по цветовому решению и композиции, за счет чего в покоях создавалась иллюзия дополнительного пространства или же, наоборот, уютная камерная атмосфера. С самого начала в Китае существовали шести- четырех- и трехстворчатые ширмы, последние могли служить небольшими перегородками, разделяющими, например, жизнь двух сестер в одной комнате или же отделять стол для гостей от зоны приготовления ужина. Особый тип маленькой ширмы – биобу – получил распространение в Японии. По сути она представляет собой скорее изогнутую в нескольких местах продолговатую картину.

    В Европе ширмы появились в XVII веке. Это были баснословно дорогие громоздкие конструкции с росписью на восточную тематику. Настоящим пиком популярности ширм, как и всего экзотического, стало начало XIX века – небольшую ширму приобретали даже люди с небольшим достатком, так как она считалась атрибутом респектабельного интерьера. Многие стали использовать китайскую диковинку лишь в качестве замены прежних гобеленов – украшая ею часть стены и не используя пространственные возможности. С особенной любовью к ширмам отнеслись оформители зимних садов и цветочных террас, так как с ее помощью можно успешно затенить или же, наоборот, дать больше света разным видам растений.

    Попав в Россию в конце XVIII века, они получили огромное признание – сохранилось несколько любимых ширм Екатерины II, многие придворные дамы приобретали ширму себе в будуар или спальню, создавая с ее помощью особые уголки для сочинения стихов, хранения писем, драгоценностей и других очень личных вещей. Предназначенные для этого изделия были выполнены в белых и розовых цветах, украшены золотом и цветочной росписью. В XIX веке появилась мода на черные дамские ширмы, украшенные золотом и черным кружевом, с вышитыми алыми и белыми розами.

    В нашем магазине вы можете выбрать настоящую китайскую ширму, сделанную в традициях X века – четыре створки из вышитого в двухсторонней технике шелка пропускают свет, создавая причудливый узор от освещения. Вышитые птицы и бабочки создают эффект легкости, оптически расширяют пространство, или же, наоборот, создают эффект камерности в зависимости от направления света. Обрамление из тонкой резьбы по ореховому дереву гармонично дополняет композицию, удачно сочетаясь с другой деревянной мебелью в интерьере.
Заказать обратный звонок