• История веера

    В современном мире о веерах вспоминают лишь на балах-маскарадах или во время сильной жары на улице. В любом помещении можно установить кондиционер или вентилятор и проблема свежего холодного воздуха будет решена. Однако для многих поколений людей, не знавших о возможностях техники, веер на протяжении сотен лет служил единственной защитой от жары и душного воздуха. В жарких странах за богатыми дамами ходил специальный паж или слуга с широким веером-опахалом, маленький дамский веер всегда находился при его обладательнице и был особенно необходим на балах, когда стянутые корсетами женщины подчас не могли глубоко вдохнуть. Простые крестьянки обмахивались широкими листьями или ветками.

    Нехитрые изобретения подобного рода сопровождали человека на протяжении всего доисторического периода. На стоянках позднего неолита были найдены плохо сохранившиеся частицы веера, в частности, деревянная ручка. Одно из самых древних изображений относится к 500 г. до н. э. – это веер из перьев на длинном деревянном стержне. Во время правления династии Тан входят в моду веера из бамбуковых пластин, иногда многосоставные – первые прообразы наборных складных вееров, по форме они напоминают овал или круг. С развитием ткачества появляются шелковые веера, украшенные вышивкой, иногда золотой или серебряной, хотя главным материалом для изготовления по-прежнему является тонкая рисовая бумага.

    Основа, на которую натягивается ткань, и ручка также изготавливались из драгоценных пород дерева, бронзы, перламутра. Веер превращается из вещи первой необходимости в предмет искусства, знатные дамы собирают целые коллекции вееров. Наибольшего разнообразия и изящества в украшении достигает веерное дело во времена правления династий Мин и Цин: появляются огромные опахала, где среди крохотных миниатюр известные каллиграфы пишут целые поэмы. Сейчас эти огромные произведения искусства (наиболее известны среди росписчиков вееров Ли Фей и Циньдзянь) хранятся в музеях при особых условиях, так как бумага и чернила начали постепенно осыпаться от времени. Существовали и совсем крошечные веера, как правило в форме листа гингко или овала на небольшой ручке, которые дамы носили при себе, были распространены и широкие круглые веера, специально предназначенные для танцев, которые раскрывались в руках танцовщиц подобно бабочкам.

    В XVI веке веер как аксессуар одежды получает широкое распространение в Европе, прежде всего в Венеции, где были популярны веера-квадраты, с ручкой у одного из углов, так что по форме он напоминал флажок. В качестве материала использовались тонкие деревянные дощечки, обтянутые расшитой тканью, ручка также изготовлялась из дерева и была довольно массивной и неудобной. Веера стали одним из важнейших атрибутов венецианского карнавала, а затем приобрели популярность и в других европейских странах.

    Серьезным этапом для распространения веера как предмета роскоши стал XVII век, когда в моду вошел корсет, оставляющий не так много возможности для свободного дыхания. Веер стал необходимым атрибутом всех балов и званых обедов. Для написания парадного портрета даму просили или взять в руку веер или сделать вид, словно она легко им обмахивается. Этот аксессуар стал не только и не столько предметом роскоши, сколько элементом флирта, заигрывания, символом женственности и привлекательности.

    В XIX веке при дворах Европы появилась безудержная мода на веера из страусиных перьев, из-за чего многие тысячи этих птиц были убиты. Перья окрашивали особым образом в соответствии с пожеланиями заказчицы и ее туалетом.

    На своей родине, в Китае, мастерство изготовления вееров продолжало совершенствоваться. Здесь им интересовались скорее император и его приближенные, составляя целые коллекции роскошных шелковых вееров в тяжелых деревянных рамках и на особых подставках. Такие веера было невозможно долго держать в руках – они были слишком тяжелы для этого, да и слишком дороги, поэтому их хранили как произведения искусства – вышитые с двух сторон города, горы и реки, стихи и мудрые высказывания, запечатленные на них, стали своего рода особым жанром изобразительного творчества. Купить веер, выполненный в технике двусторонне вышивки, возможно и в нашей галерее. Они являются скорее украшением интерьера, чем частью дамского туалета. Наши веера покрыты защитными стеклами, чтобы не повредить тонкую шелковую вышивку, составляющую основу картины.

    В Японии веер превращается из легкомысленного аксессуара в смертельное оружие – им пользовались женщины-нинзя, которых называли куноити. Притворяясь гейшей или актрисой, девушка входила в доверие к своей жертве и убивала ее спрятанным внутри веера острым шипом, который фиксировался рукояткой.
Заказать обратный звонок